3

Неотехнологические теории международной торговли

Современные теории международной торговлиЗа последние несколько десятков лет в направлениях и структуре мировой торговли происходят заметные изменения. Причем только часть из них можно объяснить в рамках классических теорий торговли. Из-за этого существующие теории получают свое развитие. Кроме того, со временем появляются даже новые теоретические концепции.

Одним из последних из существенных сдвигов в жизни людей считается тот факт, что технический прогресс стал носить главное значение в мировой торговле. Благодаря этому в миру резко вырос товарооборот, постоянно растет удельный вес встречных поставок промышленных товаров. Но рассмотрим несколько известных теорий, которые появились благодаря таким изменениям.

Современные теории международной торговли идут по двум основным путям. Первый путь – развитие принципов классических теорий, что в дальнейшем пытаются распространить на большее количество товаров, факторов производства и стран. Второй путь – изучение отдельных сторон международной торговли. Обычно это стороны, которые не были объяснены классическими теориями. Так, например, одна группа таких теорий рассматривает международную торговлю со стороны предложения. Существуют новые теории, которые отрицают и называют классические теории устаревшими.

Теория жизненного цикла

Это одна из современных теорий, которая делает попытку объяснить работу мировой торговли готовыми изделиями основываясь на таком понятии как «жизненный цикл товара». Суть данной теории в том, что любой новые продукт проходит цикл, состоящий из несколько стадий:

Стадия внедрения

Стадия расширения

Стадия зрелости

Стадия старения

Согласно данной теории на основе этого можно объяснить современные потоки обмена готовыми изделиями между разными странами. При этом каждая страна специализируется на экспорте одного и того же товара, но на разной стадии зрелости.

Теория эффекта масштаба

Это еще одна известная современна теория международной торговли. Она была предложена несколькими экономистами, в число которых входили Кельвин Ланкастер и Пол Кругман. В ней используется подход основанный на стороне производства. Данная теория была выдвинута в качестве альтернативного объяснения международной торговли. Её суть состоит в тои, что при определенной технологии и организации по мере увеличения объема выпускаемой продукции происходит сокращение средних издержек. Таким образом благодаря массовому производству получается сэкономить. Авторы данной теории считают, что факторы производства многих стран находятся примерно в одинаковых пропорциях. При этом им удобно будет торговать между собой продукцией отраслей с массовым производством. Специализация в той или иной отрасли позволяет расширить производства. При этом тот же объем продукции будет получен с меньшими затратами, что в свою очередь значит по более низкой цене. Для существования такого массового производства нужен рынок достаточной емкости. Международная торговля позволяет как раз таки увеличить емкость рынка.

Теория конкурентных преимуществ

Автором данной теории является Майкл Портер. В ней ему удалось соединить взгляды классических и неоклассических экономистов с мнениями сторонников неотехнологической школы. Одна из предпосылок данной теории говорит о том, что конкуренция на международном рынке существует между фирмами, а не странами. Конкурентоспособность той или иной страны определяется взаимосвязью и взаимодействием четырех основных компонентов, которые в рамках теории называются детерминантом конкурентного преимущества. Он состоит из следующих компонентов: Факторы производства, необходимые для конкуренции Условия на продукцию и услуги Характер родственных и поддерживающих отраслей Стратегия фирм страны Каждый из этих детерминантов связаны не только тесно связаны между собой, но и усиливают друг друга. Вместе это единая система.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14

Самое читаемое

  • 1
Econspot.ru © 2013-2015. Все права защищены.
12